Обзор

Всего: 77

Сводные данные

Дата выхода игры 05 августа 2004
Жанр игры Экшен, От первого лица
Разработчик игры id Software и Splash Damage
Издатель игры Activision
Сайт игры открыть

Статистика

Средняя оценка 7.7 / 10
Проголосовало 11 чел.
Следят за игрой 0 чел.

Обзор

Опубликовано: 22 сентября 2010, автор: Lazybone

Прежде, чем садиться играть в Doom 3, следует настроить своё восприятие на правильную волну. Нет, не нужно выключать свет, одевать наушники и заниматься прочей детсадовской лабудой, чтобы, как любят говорить, «глубже ощутить атмосферу». Мы совершенно не к этому ведём. Нужно понять другое: перед нами игра от id Software. Эта компания творит историю и плюёт на законы индустрии с высокой колокольни. Искать мелочные огрехи в их творениях не нужно – слишком уж широкий размах и большие амбиции у каждого созданного студией произведения.


Так закаляется сталь
Первый Doom был технологической революцией. В то же время, именно Doom 2 вошёл в историю и стал игровой классикой. Игра Doom3 – также по сути, классика, только современная. Такая вот счастливая судьба у бренда, однако последнему представителю семейства пришлось туго, гораздо тяжелее, чем его старшим братьям. Нынешнему геймеру угодить непросто: в самом шикарном творении он найдёт несколько десятков недочётов и причин поворчать. Не то, чтобы раньше никаких недостатков в играх не было. Просто их не искали.

Скажите честно, положа руку на сердце: вас бы устроил тот факт, что прохождение Doom 3, его игровой процесс и связанные с ним элементы, не принимая во внимание, конечно, графический движок и звук, точь-в-точь бы повторяли Doom 2, признанный культом? Вам бы понравилась сегодня игра, сводящаяся к отстрелу многочисленных демонических тварей в тесных коридорах, поиску разноцветных ключей и полным отсутствием сюжетной мотивации? А ведь на то время считалось, что у этой игры нет изъянов.

Так неужели кто-то мог подумать, что Doom 3 окажется такой же бездумной «стрелялкой», и ругать его за то, что он немного другой? Геймплей принял гораздо более размеренный, мы бы сказали даже вязкий темп. Теперь это всё-таки немного хоррор, а не зубодробительный шутер, хотя и встретится немало моментов, когда драйв начнёт зашкаливать, особенно во второй половине игры.

Попробуйте поскакать козлом перед носом у твердолобого Хеллнайта, уворачиваясь от его файерболлов и ударов, и попутно разряжая ему в морду обойму дробовика. А как насчёт того, чтоб схватить бонус берсерка и в замедленном времени валить в упор толпу толстозадых Манкубов? Или может вам понравится кромсать на куски бензопилой валящихся с потолка зомби, находясь под временной неуязвимостью? Множество развлечений припасено разработчиками в Doom 3. Прохождение игры сделано максимально насыщенным, в условиях ограниченности не только сеттинга, но и, в общем-то, концепции.

Столь близкое знакомство с Ревенантом обычно не совместимо с жизнью

123

Поймите нас правильно: мы здесь ни в коем случае не ищем оправданий для Doom 3. Хотя бы просто потому, что он в них не нуждается. Это блокбастер высшей пробы, который сумел не только сохранить традиции оригинала, но и подстроить их под современные реалии, попутно совершив очередной технологический прорыв. Это игра, где всё, что вы видите и слышите, находится на своих законных местах, и где всё работает так, как должно и было задумано, без малейшего смещения акцентов и каких-либо проседаний. Иными словами, Doom 3 – как цельный монолит правильной формы. Такое в игровой индустрии встречается нечасто.


Марсианские хроники
По традиции жанра, прохождение Doom 3 начинается неспешно. Нас привозят на марсианскую базу UAC в обличии морпеха, приставленного на службу к одной из местных шишек. Вступительный уровень, позволяющий, как нам сообщают, ознакомиться с базой, на самом деле, конечно же, служит для несколько иных целей. Именно здесь игра Doom 3 в полной мере раскрывает свою технологическую мощь и даёт возможность нам вдоволь ею налюбоваться. Потому что позднее времени для этого уже не будет – совсем скоро начнётся Ад.

Техногенный рай

Полчаса проторчать в центральном холле, изучая удивительную детализацию окружения, тени, освещение. Удивляться анимации персонажей и их лиц в частности. Поражаться щедрому бамп-мэппингу. Редко какая игра способна с первых секунд настолько приковывать к себе внимание и вызывать бурный восторг одним лишь своим внешним видом. А ведь это только начало.

К слову сказать, наибольшей технологической радостью и гордостью разработчиков в Doom 3 является освещение и тени. Дело в том, что источники света в этой игре рассчитываются в реальном времени, а не являются заранее прописанными для уровня, как это обычно принято. Что это даёт? Как минимум то, что физически корректные тени могут отбрасывать не только статичные, но и подвижные объекты.

К примеру, раскачивающаяся на потолке лампа будет освещать то одну стену, то другую. Имп, швыряющий в вас файерболл, озарит комнату и отобразится достоверным силуэтом на ближайшей ровной поверхности. Роскошные тени с радостью демонстрируют картинки Doom 3, но конечно же для настоящего «вау-эффекта» все эти красоты необходимо наблюдать в динамике.

Паучок отбрасывает физически корректную тень

Вернёмся к геймплею. Думаем, вы прекрасно понимаете, что словосочетание «закрученный сюжет» для игры, в заголовке которой значится «Doom» неактуально. Мы здесь не ради пускания соплей в связи с нелегкой судьбой главного героя, не для высшей цели спасения мира и даже не для распутывания сложных сценарных интриг. Мы пришли стрелять монстрам в табло. Желательно из чего-то громкого и в упор, для пущего эффекта.

Пожалуй, именно поэтому в открывающем эпизоде ни мы, ни игра не чувствуем себя уверенными. Помещения с металлической отделкой, повсюду бродят охранники и учёные, которые совсем скоро превратятся в кровожадных зомби либо станут жертвами таковых, в воздухе витает ощущение тревоги, но пока всё слишком спокойно. Когда же демоны Преисподней наконец начинают атаковать марсианскую базу, мы понимаем: Doom 3 вошёл в свою стихию.

Зомби особенно любят подниматься с пола за нашей спиной и возникать в кромешной тьме

Бестиарий монстров не просто сохранился практически полностью в первозданном виде, но и обзавёлся некоторыми новыми экземплярами. Импам, Мэгготам, Хеллнайтам, Пинки, Манкубусам и прочим нашим старым друзьям компанию составят, к примеру, Черубы. Это странные существа с головой младенца и телом насекомого нападают стаями, очень больно царапаются и умело вертятся от пуль.

Не стоит, пожалуй, объяснять, что внешний вид тварей – настоящее откровение для тех, кто в начале 90-ых расстреливал их пачками в Doom и Doom 2. Наконец мы можем увидеть демонических созданий такими, как задумывали их творцы изначально, но не могли показать в связи с ограниченными технологиями того времени. Первое явление в игре нового типа монстров сопровождается короткой скриптовой сценой на движке.

Горящий зомби: нечастый, но эффектный гость

Это первая и последняя возможность детально рассмотреть уродца.  Впоследствии времени на любование уже не будет, так как действует вполне чёткое и справедливое правило: либо ты, либо тебя. Срок жизни монстров на экране не превышает нескольких секунд (особо жирные живут немногим дольше), а их гибель мгновенно завершается превращением в прах. В убежавшей в сеть задолго до выхода игры альфа-версии трупики тварей оставались лежать на земле, причём с ранениями в тех местах, куда мы им стреляли. Однако, в процессе оптимизации игры, данная «фича» была пущена под нож. Теперь у Doom 3 требования к системе гораздо более демократичные, чем задумывались ранее.


Импов бояться – в Ад не ходить
Наверняка, многих интересует один из важнейших вопросов: насколько страшен Doom 3? Дело в том, что эта игра всё же в первую очередь экшен, а уж потом хоррор. Поэтому тут очень важно понимать разницу между страхом и испугом. Неожиданно выскакивающие из проломов или телепортирующиеся монстры вполне способны напугать: вы судорожно хватаете автомат и выпускаете очередь твари в лоб, пока вокруг вновь не воцарится тишина.

Там кто-то есть. Нет, правда

Все уровни очень тёмные – бесспорно, это помогает поддерживать ощущение опасности на каждом шагу. К тому же, разработчики схитрили с фонариком – его невозможно использовать одновременно с оружием. Пользователи практически тут же создали многочисленные Doom 3 моды, в которых светильник «привязывается» к используемому оружию. Сказать, чтобы это сильно облегчало игровой процесс, мы не можем, а вот то, что ощутимо портит атмосферу – факт.

Дело в том, что без этого злосчастного фонарика можно обходится 80% игрового времени, несмотря на окружающую непроглядную тьму. Более того, это сэкономит время, нервы и возможно даже здоровье нашего безмолвного морпеха при неожиданной атаке хитрого монстра. Подсветить себе путь вполне можно автоматной очередью. Кроме того, многие твари используют огонь для своих атак, чем нещадно выдают собственное местоположение. Некоторые из них телепортируются у нас перед носом или за спиной, делая это не только шумно, но и очень ярко, озаряя оранжевым пламенем всё помещение. Плюс ко всему прочему, практически каждая из бестий издаёт какие-либо звуки, предупреждая о своём приближении.

Он не выжил под убийственным светом нашего фонарика

Вы понимаете, к чему мы клоним? Если нет, то вот последний аргумент. Автомат, дробовик, плазмомёт, бензопила и ещё несколько экземпляров во главе с легендарным BFG 9000 – всё это Doom 3 оружие наш бравый морпех без особых проблем таскает на себе. Рассудите здраво: можно ли с таким арсеналом бояться вообще хоть чего-либо? Будь вы хлипкой девочкой с монтировкой из Silent Hill 3 – другой вопрос, но в Doom 3 вы всё-таки охотник, а не жертва.

Угощайся плазмой, дорогой Мэггот

К концу игры вы научитесь узнавать монстров по звуку и заранее доставать наиболее удобную для их уничтожения пушку. Практически ни одно из орудий не будет лежать без дела в рюкзаке – применение найдётся для всего, в зависимости от типа твари и окружения, в котором она вас застукала. Конечно, BFG обычно решает все проблемы, но слишком уж мало для него в игре Doom 3 боеприпасов.


История одного артефакта
Сюжет игры вращается вокруг одержимого учёного, доктора Бетругера, заключившего сделку с самим Архидемоном о союзничестве во вторжении армии тьмы в наш мир, и загадочного артефакта под названием «Душекуб». Данная вещица, собственно, и стала причиной всей разразившейся кутерьмы. Для её добычи нам придётся спуститься в самый настоящий адский Ад и победить могущественного стража, но больше спойлеров по этому поводу не будет.

История до и после начала нападения демонов подаётся в виде аудио- и видео дневников, а также записей из КПК. Все они перемещаются в наш наладонник автоматически и могут быть прочитаны в любое время. Стоит отметить, что управление в игре сделано очень элегантно и не требует никаких лишних телодвижений. Про попытке поднять предмет, нажать на кнопку или сыграть на игровом автомате (да, здесь есть даже такое), рука с оружием превращается в соответствующий курсор и вы спокойно можете выполнять все необходимые действия.

Игра «Побей индейку». Узнали, откуда растут ноги?

Беда у Doom 3, пожалуй, только одна, но очень существенная – затянутость и однообразие. Бесконечные коридоры, похожие друг на друга помещения, заученные трюки монстров, которым к концу игры уже попросту нечем нас ни испугать, ни удивить. Ответ на вопрос «как пройти Doom 3» очень прост: идти туда, куда ведёт дорога.

Это абсолютно правильный Doom, но ему следовало быть на пару часов короче и немного шире с точки зрения функциональности игрового процесса. Банальные олдскульные приколы, по типу «взял бонус неуязвимости – нырнул в кипящую лаву – нашёл секретную комнату» уже бы существенно оживили геймплей.

Короткие пробежки по поверхности Марса – слабое звено Doom 3

Часть подобных недочётов исправлена в адд-оне Doom 3: Resurrection of Evil.  Он короче, бодрее оригинала, в нём добавлено несколько новых типов монстров и очень полезных способностей «Душекуба». Если рассматривать героя данной статьи и Doom 3: Resurrection of Evil исключительно с точки зрения геймплея, то второй заслуживает более высокой оценки. Но мы же с вами на мелочи не размениваемся и важность Doom 3 для играющей части населения планеты Земля прекрасно осознаём.

***
id Software вновь совершили революцию. Они подарили миру технологию и показали, как на её основе можно построить игру, соблюдающую традиции «старой школы» и одновременно способную удивить современных игроков. Это тот самый Doom, о котором мы так давно мечтали. И, знаете что? К чёрту все новомодные казуальные тенденции: мы хотим, чтобы Doom 4 был точно таким же, в каком бы году он ни вышел.

Итоги

8.0
10.0
8.0
10.0
8.5

Комментарии (0 шт.)

Необходимо зарегистрироваться для того, что бы добавлять комментарии.

Оценка

Оценка сайта

оценка: 8.5 / 10

Оценка пользователей

оценка: 7.5 / 10 Проголосовало 11
Ваш голос учтен.

Скриншоты

всего: 29